Показать сокращенную информацию
dc.contributor.author | Микиденко, Н. Л. | |
dc.contributor.author | Сторожева, С. П. | |
dc.contributor.author | Ивановская, И. В. | |
dc.contributor.author | Борисова, А. А. | |
dc.date.accessioned | 2022-03-23T06:48:42Z | |
dc.date.available | 2022-03-23T06:48:42Z | |
dc.date.issued | 2021 | |
dc.identifier.citation | Микиденко, Н. Л. Оценка потенциала роста цифровой компетенции преподавателей в соответствии с потребностями диверсификации образования / Н. Л. Микиденко, И. В. Ивановская, А. А. Борисова // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11. – № 3. – С. 107-123. DOI: 10.15293/2658-6762.2103.06 | ru_RU |
dc.identifier.uri | http://e.biblio.bru.by/handle/1212121212/19641 | |
dc.description.abstract | Проблема и цель. В статье представлены результаты рефлексии готовности системы образования отвечать на трансформационные вызовы цифровой экономики посредством формирования релевантного кадрового обеспечения. Фиксируется диспропорция в отклике системы образования на запрос общества и бизнеса в подготовке трудовых ресурсов, обладающих цифровыми компетенциями. Наличие диспропорции затрудняет реализацию новых востребованных образовательных траекторий, построенных по принципу индивидуализации путей профессиональной и личностной самореализации субъекта труда. Цель исследования: выявить потенциал роста цифровой компетенции преподавателей в соответствии с потребностями диверсификации образования в условиях цифровой трансформации. Методология. Методологической основой исследования стали положения концепций рефлексивного модерна (Э. Гидденс, У. Бек), отражающих качественные изменения социального мира в контексте цифровизации, и цифровой социологии об изменении социальных отношений под влиянием цифровых технологий (В. Ф. Ницевич), опосредующих привычные социальные контакты в повседневных коммуникациях и создающих новые цифровые возможности и риски. Наличные и необходимые цифровые компетенции преподавателей выявлены на основе кабинетного исследования моделей цифровых навыков и компетенций преподавателя и эмпирического исследования мнений преподавателей технических вузов (опросный метод). При анализе и интерпретации результатов использованы методы статистического анализа. Результаты. Основные результаты заключаются в выявлении потенциала системы образования в приспособлении к вызовам образовательно-карьерной трансформации. Подчеркивается, что способы актуализации потенциала могут варьироваться от «мягких», предполагающих постепенное овладение на основе тестирования нескольких вариантов программ и форматов, до так называемых стресс-вариантов вынужденного овладения компетенциями в ограниченный период. Обоснована необходимость ввода регулирующих мероприятий по переходу к новой роли преподавателя в цифровой модели образования: преподаватель – менеджер, преподаватель – фасилитатор образовательного процесса. Заключение. В заключении делаются выводы о том, что дифференциация по уровню сформированности цифровых компетенций и мере готовности осваивать цифровые технологии ограничивает скорость релевантного ответа системы образования на трансформационные запросы общества. Обозначена потребность в содержательной проработке и научении здоровьесберегающим технологиям в цифровой культуре. Поскольку уровень цифровых компетенций педагогических кадров является основой развития учебных заведений и обеспечения конкурентоспособности страны, требуются меры, стимулирующие наращивание цифровых компетенций. | ru_RU |
dc.language.iso | ru | ru_RU |
dc.publisher | Science for Education Today | ru_RU |
dc.subject | цифровая трансформация образования | ru_RU |
dc.subject | диверсификация образования | ru_RU |
dc.subject | цифровые технологии в образовании | ru_RU |
dc.subject | цифровые компетенции преподавателей | ru_RU |
dc.subject | Публикации кафедры "Экономика и управление" | ru_RU |
dc.title | Оценка потенциала роста цифровой компетенции преподавателей в соответствии с потребностями диверсификации образования | ru_RU |
dc.type | Article | ru_RU |
dc.identifier.udc | 159.923.33+378 |