dc.contributor.author |
Микиденко, Н. Л. |
|
dc.contributor.author |
Сторожева, С. П. |
|
dc.contributor.author |
Ивановская, И. В. |
|
dc.contributor.author |
Борисова, А. А. |
|
dc.date.accessioned |
2022-03-23T06:48:42Z |
|
dc.date.available |
2022-03-23T06:48:42Z |
|
dc.date.issued |
2021 |
|
dc.identifier.citation |
Микиденко, Н. Л. Оценка потенциала роста цифровой компетенции преподавателей в соответствии с потребностями диверсификации образования / Н. Л. Микиденко, И. В. Ивановская, А. А. Борисова // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11. – № 3. – С. 107-123. DOI: 10.15293/2658-6762.2103.06 |
ru_RU |
dc.identifier.uri |
http://e.biblio.bru.by/handle/1212121212/19641 |
|
dc.description.abstract |
Проблема и цель. В статье представлены результаты рефлексии готовности системы
образования отвечать на трансформационные вызовы цифровой экономики посредством формирования релевантного кадрового обеспечения. Фиксируется диспропорция в отклике системы
образования на запрос общества и бизнеса в подготовке трудовых ресурсов, обладающих цифровыми компетенциями. Наличие диспропорции затрудняет реализацию новых востребованных
образовательных траекторий, построенных по принципу индивидуализации путей профессиональной и личностной самореализации субъекта труда. Цель исследования: выявить потенциал роста цифровой компетенции преподавателей в соответствии с потребностями диверсификации образования в условиях цифровой трансформации.
Методология. Методологической основой исследования стали положения концепций рефлексивного модерна (Э. Гидденс, У. Бек), отражающих качественные изменения социального
мира в контексте цифровизации, и цифровой социологии об изменении социальных отношений
под влиянием цифровых технологий (В. Ф. Ницевич), опосредующих привычные социальные контакты в повседневных коммуникациях и создающих новые цифровые возможности и риски.
Наличные и необходимые цифровые компетенции преподавателей выявлены на основе кабинетного исследования моделей цифровых навыков и компетенций преподавателя и эмпирического исследования мнений преподавателей технических вузов (опросный метод). При анализе и интерпретации результатов использованы методы статистического анализа.
Результаты. Основные результаты заключаются в выявлении потенциала системы образования в приспособлении к вызовам образовательно-карьерной трансформации. Подчеркивается, что способы актуализации потенциала могут варьироваться от «мягких», предполагающих постепенное овладение на основе тестирования нескольких вариантов программ и форматов, до так называемых стресс-вариантов вынужденного овладения компетенциями в ограниченный период. Обоснована необходимость ввода регулирующих мероприятий по переходу к новой роли преподавателя в цифровой модели образования: преподаватель – менеджер, преподаватель – фасилитатор образовательного процесса.
Заключение. В заключении делаются выводы о том, что дифференциация по уровню
сформированности цифровых компетенций и мере готовности осваивать цифровые технологии ограничивает скорость релевантного ответа системы образования на трансформационные запросы общества. Обозначена потребность в содержательной проработке и научении здоровьесберегающим технологиям в цифровой культуре. Поскольку уровень цифровых компетенций педагогических кадров является основой развития учебных заведений и обеспечения конкурентоспособности страны, требуются меры, стимулирующие наращивание цифровых компетенций. |
ru_RU |
dc.language.iso |
ru |
ru_RU |
dc.publisher |
Science for Education Today |
ru_RU |
dc.subject |
цифровая трансформация образования |
ru_RU |
dc.subject |
диверсификация образования |
ru_RU |
dc.subject |
цифровые технологии в образовании |
ru_RU |
dc.subject |
цифровые компетенции преподавателей |
ru_RU |
dc.subject |
Публикации кафедры "Экономика и управление" |
ru_RU |
dc.title |
Оценка потенциала роста цифровой компетенции преподавателей в соответствии с потребностями диверсификации образования |
ru_RU |
dc.type |
Article |
ru_RU |
dc.identifier.udc |
159.923.33+378 |
|