Формирование индивидуальной образовательной траектории студента вуза на основе модифицированного муравьиного алгоритма

Show simple item record

dc.contributor.author Захарченков, К. В.
dc.contributor.author Мрочек, Т. В.
dc.contributor.author Кутузов, В. В.
dc.contributor.author Zakharchenkov, K. V.
dc.contributor.author Mrochek, T. V.
dc.contributor.author Kutuzov, V. V.
dc.date.accessioned 2024-09-05T06:59:41Z
dc.date.available 2024-09-05T06:59:41Z
dc.date.issued 2024
dc.identifier.citation Захарченков, К. В. Формирование индивидуальной образовательной траектории студента вуза на основе модифицированного муравьиного алгоритма / К. В. Захарченков, Т. В. Мрочек, В. В. Кутузов // Информатика и образование. - 2024. - Т. 39, № 3. - С. 53–65. DOI: 10.32517/02340453­2024­39­3­53­65 ru_RU
dc.identifier.uri http://e.biblio.bru.by/handle/1212121212/43476
dc.description.abstract Индивидуальная образовательная траектория позволяет предоставить каждому обучающемуся последовательность учебных материалов в соответствии с его темпом, стилем обучения и имеющимися пробелами в познаниях. В условиях цифровизации образования появляется возможность использовать современные способы повышения качества обучения для создания индивидуальной образовательной траектории. В статье представлена модель адаптации учебного контента, которая содержит алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории, основанный на модифицированном муравьином алгоритме (алгоритме муравьиной колонии) и обеспечивающий персонализированный подбор последовательности учебных материалов. Модель адаптации учебного контента рассматривается на примере изучения языка SQL в рамках курса «Базы данных». Предложенная модификация алгоритма муравьиной колонии позволяет повысить эффективность формирования компетенций при прохождении учебных дисциплин, имеющих значительную продолжительность и состоящих из слабо связанных между собой модулей, за счет отнесения каждого студента к наиболее подходящей подгруппе в соответствии с выбранной профессиональной ролью и организации полноценного повторения на протяжении изучения всей дисциплины. В качестве спе цификаторов групп обучающихся предложено использовать желаемый квалификационный уровень освоения языка SQL (базовый или профессиональный) или направление подготовки (специальность). Повторение основ решения задач в процессе изучения дисциплины предложено выполнять на основе определяемых алгоритмом муравьиной колонии значений «феромона», формула для расчета которых обеспечивает высокую вероятность перенаправления студента на решение задач из списка на повторение при превышении допустимого количества взятых подсказок или попыток решения. Individual educational trajectory allows to provide each learner with a sequence of learning materials in accordance with their pace, learning style and existing gaps in knowledge. Under the conditions of education digitalization, there is an opportunity to use modern ways to improve learning quality to create an individual educational trajectory. The article presents a model of learning content adaptation which contains an algorithm for building an individual educational trajectory based on a modified ant colony optimization algorithm that provides a personalized selection of a sequence of educational materials. The model of learning content adaptation is illustrated on the example of learning SQL within the framework of the course “Databases”. The proposed modification of the ant colony optimization algorithm allows to increase in the efficiency of competence formation in the course of academic disciplines which have a significant duration and consist of loosely related modules by assigning each student to the most appropriate subgroup in accordance with the chosen professional role and organizing full­fledged repetition throughout the discipline. It is proposed to use the desired qualification level of mastering the SQL (basic or professional) or the direction of training (specialty) as specifiers of student groups. The repetition of the basics of problem solving in the process of studying the discipline is proposed to be performed based on pheromone values determined by the ant colony optimization algorithm. The calculating formula for these values provides a high probability of redirecting the student to the solution of problems from the list for repetition when exceeding the permissible number of taken hints or attempts to solve. ru_RU
dc.language.iso ru ru_RU
dc.subject алгоритмы роевого интеллекта ru_RU
dc.subject муравьиный алгоритм ru_RU
dc.subject алгоритм муравьиной колонии ru_RU
dc.subject профессиональная подготовка по SQL ru_RU
dc.subject компетенции ru_RU
dc.subject индивидуальная образовательная траектория ru_RU
dc.subject учет забывания ru_RU
dc.subject модель обучающегося ru_RU
dc.subject модель адаптации учебного контента ru_RU
dc.subject swarm intelligence algorithms ru_RU
dc.subject ant colony optimization algorithm ru_RU
dc.subject ACO algorithm ru_RU
dc.subject professional SQL training ru_RU
dc.subject competencies ru_RU
dc.subject individual educational trajectory ru_RU
dc.subject accounting for forgetting ru_RU
dc.subject learner model ru_RU
dc.subject training content adaptation model ru_RU
dc.subject Публикации кафедры "Программное обеспечение информационных технологий" ru_RU
dc.title Формирование индивидуальной образовательной траектории студента вуза на основе модифицированного муравьиного алгоритма ru_RU
dc.title.alternative Formation of individual educational trajectory of university student based on modified ant colony optimization algorithm ru_RU
dc.type Article ru_RU


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account