Abstract:
Концепция зеленой инфраструктуры была закреплена в европейских экологических менеджменте и политике в 2013г. и изначально рассматривалась как
механизм поддержания и увеличения количества и качества предоставляемых
экосистемных услуг зелеными пространствами городов, а также как инструмент
сохранения биоразнообразия. В большинстве случаев выгоды от внедрения зеленой
инфраструктуры очевидны. Вопрос состоит в другом: каким образом сделать
зеленую инфраструктуру неотъемлемой частью территориального планирования
и в полном объеме внедрить в политику городского управления. Использование
потенциала зеленой инфраструктуры городов для адаптации к изменению
климата требует переосмысления роли зеленых зон в городском пространстве и
внесения изменений в планирование, проектирование и эксплуатацию городских
насаждений. С точки зрения принципов планирования и проектирования зеленой
инфраструктуры, Беларусь находится в начале пути интегрирования концепции
зеленой инфраструктуры в градостроительное развитие. В белорусском
законодательстве отсутствует определение термина «зеленая
инфраструктура». В соответствии с действующими нормативными
документами многофункциональность зеленых зон понимается в узком смысле и,
как правило, ограничивается рекреационными и природоохранными функциями.
Наиболее детальное регулирование имеют ландшафтно-рекреационные
территории, озеленение и благоустройство территории. Наименее
регулируемыми элементами зеленой инфраструктуры являются элементы
транспортной и инженерной инфраструктуры, предназначенные для перехвата и
очистки поверхностных сточных вод (ливневых вод). Процесс планирования и
проектирования зеленых зон, утвержденный в действующих нормативных
документах, не соответствует принципам адаптивного менеджмента, а из
процесса принятия решений исключены большинство групп пользователей.