Abstract:
В статье рассматривается белорусская повествовательная история 20–30-х гг. ХХ в., которая широко была представлена в творчестве таких авторов, как Сымон Баранавых, Андрей Мрый, Лукаш Калюга. Показано, что в названный период происходит коренное изменение содержательной и формальной составляющих национальной литературы. Социально-политическая и культурная ситуация этого времени дает литераторам множество новых тем и сюжетов. Писатели при этом достаточно часто используют традиционные жанры и жанровые модификации. Таким образом, появляются обновленные жанровые формы со специфическими формообразующими и стилеобразующими чертами. Анализ подобных форм проводится с использованием категориального аппарата нарратологии (теории повествования). В статье исследуется распространенная в белорусской литературе такая жанровая модификация рассказа, как «повествовательная история», а также ее разновидности, например сказ. Сказ является продуктивной формой названной жанровой модификации, особенно он популярен в период общественных потрясений, о чем свидетельствуют примеры из белорусской и русской литературы. Отмечается, что формообразующим центром повествовательной истории является нарратор, часто неперсонифицированный; характеризуются индексы его присутствия в тексте, определяется роль реципиента для осмысления текста. Указывается, что основным стилеобразующим компонентом повествовательной истории данного периода является интерференция текстов нарратора и персонажа. The paper deals with the Belarusian narrative short story of the 20–30s of the 20th century based on the works by Symon Baranavykh, Andrei Mryi, Lukash Kaliuga. It is shown that the mentioned period is marked by radical changes in the content and form components of the national literature. The socio-political and cultural situation of that time offers writers a wide range of new themes and plots. The writers thereby quite often use traditional genres and genre modifications. As a result, new genre forms with specific form-building and style-forming features appear. The analysis of these forms is carried out using the categorical apparatus of narratology (narrative theory). The paper studies such a genre modification of a short story as a “narrative short story” as well as its varieties, for example, a tale, which are common in Belarusian literature. The tale is a productive form of the named genre modification; it is particularly popular during the period of social upheavals, as evidenced by Russian and Belarusian literature examples. It is noted that the narrator, often non-personalized, is the form-building center of the narrative short story; the features of his presence in the text are described and the importance of the recipient for understanding the text is determined. It is also indicated that the main style-forming component of the narrative short history of the above period is the interference between the texts of narrators and characters.