Abstract:
Рассматривается циклоидальное внутреннее зацепление колес, которые образуют эксцентриковую передачу. Исследуется нечувствительность этого типа зацепления к погрешности сборки. Рассматривается один вид погрешности сборки – погрешность межцентрового расстояния, то есть эксцентриситета. Показано, что работоспособность передачи при наличии погрешности межцентрового расстояния обеспечивается при условии уменьшения диаметра ролика, выступающего в качестве зуба центрального колеса. Уменьшение диаметра ролика и погрешность межцентрового расстояния приводят к нарушению условия сопряженности колес эксцентриковой передачи, что в свою очередь обуславливает погрешность вращения выходного звена. Выходное звено и механизм передачи на него вращения в статье не рассматриваются. Таким образом, погрешность вращения ролика принимается равной погрешности вращения сателлита эксцентриковой передачи. Проведена оценка влияния профиля зубьев на погрешность вращения сателлита передач эксцентрикового типа при наличии погрешности межцентрового расстояния. На основе матричной кинематики разработана методика, которая учитывает многопарность зацепления. На базе разработанной методики проведены исследования влияния профилей зубьев сателлита, сформированных на основе укороченной и удлиненной эпициклоид, на погрешность вращения. Установлено, что применение в зацеплении эксцентриковой передачи профилей зубьев сателлита, сформированных на основе удлиненной эпициклоиды, позволяет снизить погрешность вращения. При этом становится возможным изготовление эксцентриковых передач в условиях производств общего машиностроения. Таким образом, появляется возможность расширения области применения эксцентриковых передач приводными устройствами, к которым предъявляются повышенные требования по габаритным размерам, массе, а также себестоимости изготовления. In the article a cycloid internal engagement of gears that form an eccentric gearing, is considered. This engagement is investigated in point of insensitivity to assembly error. Only one type of assembly error – error of center distance i. e. eccentricity – is considered. It is expanded that workability of gearing with center distance error is provided on the assumption of decrease of diameter of roller that acts as central gear tooth. Roller diameter decrease and center distance error lead to breach of condition of conjugation of gears of eccentric gearing that in turn governs the output member rotation error. IThe output member and rotation transmission mechanism are not considered. Thus output member rotation error is equated to rotation error of eccentric gearing satellite. The influence of tooth profile on rotation error of eccentric gearing satellite is estimated when center distance error. On the base of matrix kinematic the methodology that takes in account the multiple-tooth contact is worked out. On basis of the developed methodology the research of influence of satellite tooth profiles formed on the base of shortened and extended epicycloids on rotation error is carried out. It is determined that in the eccentric gearing the use of satellite tooth profiles, formed on the base of extended epicycloid, makes it possible to decrease the rotation error. At that makes possible the operation of eccentric gearing in general manufacturing settings. Thus, the possibility of extending of eccentric gearing application fields to driving devices with higher requirements to overall sizes, mass, as well as cost, is come.