Abstract:
Рассмотрена классификация дефектов зубчатых передач мобильных машин. Отмечено, что основными
процессами, способствующими возникновению дефектов и неисправностей в зубчатых передачах, являются
такие, как трение, возникающее в зоне непосредственного контакта зубьев; постепенное разрушение поверхностей деталей при их относительном движении; наличие знакопеременных нагрузок; периодически возникающие динамические удары в трансмиссии; превышение напряжений, действующих на площадках контактов,
предела текучести; неоднократные перегрузки передачи, вызванные сложными режимами нагружения.
Проведен подробный анализ причин возникновения дефектов в передачах механических и гидромеханических
трансмиссий мобильных машин. Классификация повреждений и дефектов зубчатых передач позволяет исследовать отклонения в их работе и принимать своевременные решения по увеличению срока службы зубчатых зацеплений, а также служит базой данных для создания алгоритмов бортовых систем диагностики при распознавании неисправностей коробок передач мобильных машин различного назначения.
The classification of defects in gears of mobile machines is considered. It is noted that the main processes that
contribute to the occurrence of defects and malfunctions in gears are: friction that occurs in the zone of direct contact
of the teeth, gradual destruction of the surfaces of parts during their relative movement, the presence of alternating
loads, periodically occurring dynamic shocks in the transmission, excess stress, acting on the contact areas, yield
strength, repeated transmission overloads caused by complex loading conditions. A detailed analysis of the causes
of defects in the transmissions of mechanical and hydromechanical transmissions of mobile machines was carried out. The classification of damage and defects in gears makes it possible to study deviations in the operation of these gears and make timely decisions to increase the service life of gears, and also serves as a database for creating algorithms for on-board diagnostic systems for recognizing faults in gearboxes of mobile machines for various purposes.